Язык композиции разнообразен. Композиция — расположение объектов в кадре, которые выражают идею автора. Основы композиции лучше знать человеку, который занят в искусстве.
Основы композиции в фотографии
Виды композиции:
- целостность;
- контрастность;
- равновесие;
- правило третей;
- глубина фокуса;
- рамка;
- линии и треугольники;
- паттерны;
- нечетность;
- минимализм;
- сочетание цветов.
Целостность композиции
Создавая изображение искусства, автор должен стремиться к гармонии. Единый и не рушимый образ в сознании зрителя, где всё логично и понятно. Мозг человека видит больше, чем человек осмысливает и зачастую изображение не нравится по причине отсутствия целостности в кадре. Очень часто мешает целостности кадра лишний декор или не нужные вещи. Следите, за тем, что расположено в кадре и убирайте не нужные элементы.
Контраст в композиции
Контраст организует композицию, делает работу запоминающейся. В первую очередь зритель замечает то, что само бросается в глаза. Мозг так устроен, что автоматически все сравниваем. Использование контраста сделает работу интереснее, дает мозгу анализировать картинку. При отсутствии контраста объект становится маловыразительной. Контраст отвечает за яркость, активность, мощь композиции. Поэтому контраст используют тогда, когда нет времени для рассматривания либо время ограничено: в рекламе, на плакатах. Задача контраста — привлечь внимание, удержать взгляд, заинтересовать.
Равновесие в композиции
Композиция подразумевает под собой соединение элементов в кадре в единое целое. При расположении объектов в кадре какие-то из них большего размера, какие-то меньшего. Какие-то расположены слева, какие-то справа. Вот это самое распределение предметов в композиции и может создавать ощущение движения, смещения, равновесия.
Уравновесить элементы композиции можно разными способами по:
- массе;
- тону;
- цвету.
По тону равновесие композиции зависит от количества в кадре тёмных и светлых пятен. Мозг ассоциирует тёмные тона с тяжестью, а светлые — воздушностью.
Правило третей
Правилом третей – это известное многим правило золотого сечения. Образование шести частей, или трех третей, на которые мысленно делится фото. Выглядит оно так: две вертикальные и две горизонтальные линии проходят через равные промежутки по кадру и пересекаются, в четырех точках – самых активных областях любой фотографии.
Это правило можно легко понять, посмотрев на пример. Используя это правило, Вы эффективно направляете взгляд зрителя, привлекаете его к рассмотрению важных элементов на снимке. Это упорядочивает композицию. Фотография становится эстетически приятнее взгляду человека.
Глубина фокуса
Управление глубиной резкости хорошим способом менять настроение фотографии. Делая объект резким или наоборот, уводя в зону не резкости, вы создаете ощущение объёма и концентрируете взгляд зрителя на главном. Изменение диафрагмы способ для управления глубиной резкости, без изменения композиции кадра. В разных фотографиях нужна разная глубина резкости. В рекламной съемке еды часто используется полная резкость, чтобы хорошо было видно продукт продажи. При художественной съемки продуктов (сладостей, тортов), часто объект съемки расположен не в полной резкости, чтобы придать более художественный вид фотографии.
Рамка
Одним из способов заполнить пространство в кадре и добавить глубину изображению служит композиционный прием – рамка. Использование природной рамы позволяет создавать новую форму внутри изображения. Это добавляет разнообразие кадру и часто дает возможность замаскировать не нужные моменты в кадре. Для создания рамы в кадре потребуется немного наблюдательности. Это может быть съемка через рамы окон или стоящих на столе бокалов, возможно съемка между листьев или крон деревьев.
Линии и треугольники
В композиции часто используются простые геометрические фигуры. Это простые формы, такие как квадрат, треугольник, круг, прямые и кривые линии. Использование линий бывает весьма эффективным. Можно использовать параллельные и сходящиеся линии не только для фоновых элементов, но и для направления взгляда зрителя. Наиболее частая в природе форма – это треугольник. Несколько треугольников в кадре ассоциируются с позитивным движением. В положении «вершиной вниз» – шаткое равновесие, балансировка. В отличие от прямоугольника, стороны не противостоят друг другу, а меняют направление развития. Это может быть использовано для создания конкретных образов. Треугольник естественным образом вносит в композицию ощущение глубины пространства.
Паттерны в композиции
Паттерн — это простые повторяющиеся формы, цвета или объекты. Часто использование этого приема в фотографии создает прекрасную и стильную композицию, которая привлекает взгляд. Фотограф может найти их в окружающей среде и использовать как свое преимущество. Паттерны, или узоры, окружают повсюду, предоставляя возможность делать эффектные и привлекательные фотографии. Одними из самых удачных паттеров являются строгие структуры из повторяющихся форм, линий и цветов. Заполнение кадра чёткими и последовательно повторяющимися линиями или последовательно повторяющимися геометрическими формами ведёт к сильной, драматичной композиции кадра. Именно закономерность придаёт силу узору. Природа предлагает огромное количество возможных паттернов, которые нужно найти и удачно запечатлеть. Простые скальные образования, линии деревьев, прожилки листьев.
Нечетные объекты в композиции
Данное композиционное правило означает, что изображение визуально привлекательно, если в кадре присутствует нечетное число предметов. Нечетное число элементов рассматривается как более естественное и легкое для глаз. Данное правило часто соблюдают рекламные фотографы, создавая композиции. Уделяя внимание расположению реквизита, количеству в кадре. При съемке людей, данное правило работает редко.
Минимализм
Минимализм заключается в использовании минимального числа компонентов — цветов, форм, линий и текстур в кадре. В мире искусства это считается чрезвычайно субъективной концепцией. Основой минимализма является стремление к простоте. Но это не значит, что работа должна быть неинтересной и скучной. Объект это основной элемент снимка, даже если он не занимает основную часть кадра. Главным ключом к получению идеального минималистического снимка является сильный композиционный элемент – главный герой. Цвет в минималистической фотографии полезный инструмент для создания простого, но притягивающего взгляд снимка. Яркий фон часто применяют в концепции фото. Как и многое в искусстве минимализма, снимок базируется на текстуре и цвете, но может привлекать взгляд даже без ярко выраженного объекта. Чтобы добиться этого, нам нужна интересная поверхность.
Сочетание цветов
Цвет сильно влияет на восприятие изображения. Являясь инструментом композиции, создания баланса и контраста. Мозг реагируем на цвет быстрее, чем на объем. Цвета обладают силой вызвать у зрителя различные эмоции. В психологическом плане цвет разделяется на сильные и слабые, успокаивающие и возбуждающие, тяжелые и легкие, теплые и холодные. На белом фоне цвета кажутся гуще, а на черном – ярче. Подробнее о влияние цвета на восприятие можно почитать в статье Управления цветом в фудфото.